23.07.2020
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно
дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно
организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие
игры играть на карантине.
Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?
Во-первых, обратите
внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где
лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка
или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не
обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли.
В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из
критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных
учреждений, и это действительно очень важно.
Во-вторых, у ребенка
должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно
и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно,
не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о
том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от
суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное
состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не могли бы вы разговаривать
немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом
поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы
у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить
кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи –
доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования
пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок
почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
Чем можно заняться с
ребенком дома?
Идей масса, но так как у
нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Игра – это
лучше, чем всякие развивашки, занимашки,
любые онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться
в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и
приятно.
Уверены, что каждый родитель, подумав
минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то
покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука,
фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его
общению, игре, придумыванию, фантазированию.
Чем можно заняться?
Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку,
насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать.
Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от
того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…
Не забывайте про тесто
из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие:
полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими
подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций, здесь вполне
уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по
шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто
повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это
воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой
ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю,
сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.
Чтение – это важная
сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором
дефиците. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка
с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для
начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш
ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать
картинки и сочинять по ним истории.
Очень важно, чтобы у
дошкольника были кубики. Я понимаю, что кубиков дома может не оказаться, но на
будущее я советую озаботиться тем, чтобы у ребенка в доступе были хорошие
кубики для строительства. Конструирование – очень важная активность в
дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать большое количество
игр.
Как быть с физическими
активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?
Для дошкольника движение
– это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ –
это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку,
видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет,
например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите
палатки. Все это сопровождается крупно
моторными движениями.
Подобные активности – это возможность для
ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию
бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в «твистер», вы
можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу
препятствий из диванных подушек…
Еще одна активность,
которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по
картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать
сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Кроме тех активностей, которые я назвала,
можно попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто
лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город
из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом
городе может жить.
Можно поставить
настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно
пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это
может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные
задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а
главное – это привносит смысл в их действия.
По окончании карантина
можно сделать фотоальбом или стенгазету "Как мы провели карантин". Потом
ребенок может это принести в детский сад, чтобы всем рассказать и показать.
Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.
Какой должен быть режим
дня дома на самоизоляции?
Режим влияет на
эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший,
перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того
режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов
подъем. Я понимаю, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы
режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в
привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит
приложить.
Также старайтесь, чтобы
экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор
в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы,
фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка –
растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.
Заместитель директора
Ольга Анатольевна Васильева
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.07.2020
Дата обновления: 23.07.2020
Дата публикации: 23.07.2020