30.03.2021
Как правильно
реагировать на детскую агрессию.
Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая
нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться
целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопасно для окружающих, то она
может перейти в насилие. Регулярные вспышки агрессии указывают на то, что
ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь
психолога. Основная задача педагога в работе с такими детьми - научить
адекватно проявлять свои чувства.
Предложенные рекомендации помогут педагогу правильно реагировать на
агрессию со стороны ребенка, а также методы, с помощью которых можно
быстро остановить агрессивную вспышку ребенка.
Совет 1. Найдите
причину агрессии ребенка. Рекомендации:
Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны
предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто
убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите
задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить
домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят
рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из
большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них
получается.
Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по
имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение,
улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда
они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!»,
«Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».
Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не
обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик»,
спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».
Совет 2. Не
запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее. Рекомендации:
Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится:
«Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню,
которую Даша так долго строила».
Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом
не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите
на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет»,
«Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите
риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно,
спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина
игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя
учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от
агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я
сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).
Совет 3.
Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное
благополучие детей. Рекомендации:
Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности –
двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.
Меняйте интерьер помещения или вносите в него изменения.
Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не
пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты
забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно
откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот
потом…».
Оборудуйте место для уединения, научите детей им пользоваться.
Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к
ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы,
чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать
исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».
Совет 4. Если
дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с
подражанием ему. Рекомендации:
Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это
поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье
поведение вы хотите изменить.
Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует
искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте
на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте
родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание
положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре,
общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей
в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не
слышишь».
Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в
их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их
мнением, сравнивайте точки зрения.
«Альтернативные
варианты поведения в ситуациях детских провокации
Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость
(провокацию).
Правило «ты мне - я тебе». Используйте
правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
Краткость речи. Коротко, немногословно, однозначно
высказывайтесь о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но
надо работать») и переходите к делу. Не давайте сценарию развиваться привычным
образом, не вступайте в переругивание.
Без вопросов. Не задавайте риторических вопросов («Ты что,
самый умный?») – они делают диалог бессмысленным.
Похвала. Поощряйте «здоровое» поведение ребенка улыбкой,
похвалой, вниманием, мягким тоном; присваивайте жетон (значок), как символ
достижения; дайте возможность заняться тем, от чего ребенок получает
удовольствие.
Индивидуальный подход. Повышайте темп занятия,
давайте персональное задание.
Взаимодействие со всей группой. Обратите
внимание ребенка – провокатора на поведение остальных детей, переключите внимание
группы на другую работу или другой диалог (например, с популярным в группе
ребенком).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2021
Дата обновления: 04.04.2021
Дата публикации: 30.03.2021