Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен.
Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка
непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
Поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим
словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок,
которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие постоянны
и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее
их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на
его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку
"Неумеха, ничего у тебя не получается!", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение, спорт и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить
в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения
в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и
поговорки, сказки и басни, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в
себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских
установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для
личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали
ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
Негативные установки
|
Позитивные установки
|
Сказав так
|
Подумайте о последствиях
|
И вовремя исправьтесь
|
«Не будешь слушаться,
с тобой никто дружить не будет…»
|
Замкнутость, отчужденность,
угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному
поведению
|
«Будь собой, у каждого
в жизни могут быть друзья!»
|
«Горе ты мое!»
|
Чувство вины, низкая
самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с
родителями
|
«Счастье ты мое,
радость моя!»
|
«Плакса-Вакса, нытик,
пискля!»
|
Сдерживание эмоций, внутренняя
озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем,
страхи, повышенное эмоциональное напряжение
|
«Поплачь, будет
легче …»
|
« Не твоего ума дело!»
|
Низкая самооценка, задержка в
психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность,
конфликты с родителями
|
«А ты как думаешь?»
|
«Ты совсем, как твой папа (мама)…»
|
Трудности в общении с
родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка
упрямство, повторение поведения родителя
|
«Папа у нас
замечательный человек!
«Мама у нас
умница!»
|
«Ни чего не умеешь
делать, неумейка!»
|
Неуверенность в своих силах,
низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность,
низкая мотивация
|
«Попробуй еще, у
тебя обязательно получится!»
|
«Не кричи так, оглохнешь!»
|
Скрытая агрессивность,
повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность
|
«Скажи мне на ушко,
давай пошепчемся!»
|
«Неряха, грязнуля!»
|
Чувство вины, страхи, рассеянность,
невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей
|
«Как приятно на
тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен».
|
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о
девочке).
«Негодник, все мальчики забияки и драчуны (девочке о мальчике).
|
Нарушение в психосексуальном
развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга
противоположного пола
|
«Все люди равны, но
в то же время ни один не похож на другого».
|
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку».
|
Чувство вины, страхи, тревожность,
ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя
или «уход» от родителей
|
«Я никогда тебя не
оставлю, ты самый любимый».
|
« Уйди с глаз моих, встань в угол!»
|
Нарушения взаимоотношений с
родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность,
агрессивность
|
«Иди ко мне, давай
во всем разберемся вместе!»
|
« Не ешь много
сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь толстая!»
|
Проблемы с излишним весом,
больные зубы, самоограничения, низкая самооценка, неприятие себя
|
«Давай немного
оставим папе (маме) и.т.д.
|
« Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»
|
Трудности в общении,
подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверх контроля,
ощущение одиночества и тревоги
|
На свете много
добрых людей, готовых тебе помочь…»
|
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»
|
Недовольство своей внешностью,
застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с
родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях
|
«Как ты мне нравишься»
|
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения, у
старших!»
|
Робость, страхи, неуверенность
в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, зависимость
от чужого мнения, тревожность
|
«Смелей, ты все можешь
сам».
|
«Всегда ты не вовремя,
подожди».
|
Отчужденность, скрытность,
излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в
себя, повышенное психоэмоциональное напряжение
|
«Давай я тебе
помогу».
|
«Никого не бойся, ни кому не уступай, всем давай сдачу!»
|
Отсутствие самоконтроля,
агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении,
проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
|
«Держи себя в
руках, уважай людей!»
|
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и
отрицательно повлиять на благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на
его жизненный сценарий.
Использованы материалы:
Аллан Фромм, Азбука для
родителей, Ленинград, Лениздат, 1991
г.