30.03.2022
Сказки рассказывать надо уметь! Эффект
будет потрясающий. Воздействие на ребенка сказкой — один из самых
старых методов воспитания и развития детей.
О главных приемах сказкотерапии, которые помогут
тебе лучше понимать своего ребенка и эффективнее справляться с проблемными
ситуациями, данная статья.
В нашем центре активно реализуется
программа клуба с использованием элементов
куклотерапии «В гостях у сказки». Занятия проводятся еженедельно по средам. В
марте 2022 года проведено 3 таких занятия.
Цель
программы - создание условий для укрепления психо -
эмоционального здоровья ребенка, его социальной адаптации и интеграции в социум
в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Мы вынесли из детства знание о том, что сказки всегда заканчиваются
хорошо. Это дает дополнительное ощущение безопасности. Как бы ни было плохо
героям сказки, в конце они обязательно найдут выход: зло будет повержено, а
добро восторжествует.
Сказки отлично помогают справляться с
ситуациями, которые тревожат ребенка, делают его уязвимым и неуверенным.
Эти эмоции могут проявляться как стеснение или конкретные страхи, так и
как агрессия как способ самозащиты. Мы создаем безопасное пространство,
описывая сказочный мир, в котором живет герой, похожий на ребенка.
Ребенок может окунуться в этот мир, фантазировать,
представлять себя на месте героя в моменты триумфа или наблюдать за ним с
комфортного расстояния, когда почувствует опасность.
Как часто мы, родители, набиваем себе
мозоли на языке, стократно объясняя детям одно и то же! Надо убирать игрушки,
чистить зубы, нельзя драться. А ребенок снова и снова идет и делает не то, что
от него ожидают.
Сказки работают по другому методу. В
по-настоящему эффективных сказках отсутствуют нотации. Там никогда не встретишь
фразы из наших монологов вроде «посмотри, как нехорошо поступил тигренок,
ай-яй-яй, тигренку должно быть стыдно, ведь так нельзя»
Важно, чтобы ребенок мог представить себя
на месте главного героя, вместе с ним проделать сказочный путь преодоления
сложностей и выйти победителем! Это дает малышу совершенно новые ощущения. При
этом он понимает, что не находится один на один со своей проблемой.
А бывает герой сказки, который чувствует и
переживает то же самое, что и он. И тем самым помогает нейтрализовать чувство
одиночества, страха, снизить эмоциональное напряжение у ребенка. Кроме
того, успешное прохождение пути вместе с героем позволяет крохе усвоить новую
стратегию поведения, которую он сможет реализовать в похожих ситуациях в жизни.
Когда ты выбираешь или придумываешь
истории для своего ребенка, очень важно, чтобы то, что происходит в сказке,
перекликалось с жизнью ребенка. Отношения между героями должны быть такими же,
как и в жизни. Это позволит ребенку активнее включиться в сюжет и поможет
сделать так, чтобы его поведение и стратегия поведения в конкретной ситуации
изменились.
Способ, который детские психологи часто
используют на практике. Когда мы прочитали ребенку терапевтическую сказку,
будет очень здорово ее проиграть. Особенно важно проиграть положительный
момент, который он уже прочел, но в жизни еще не репетировал. Мы можем взять
игрушки и с их помощью разыграть по ролям тот диалог и то поведение, которое
нам хочется получить от ребенка в жизни.
Репетиция — это сюжетно-ролевая игра
с ведущей ролью в жизни дошкольника. Для младших школьников это может быть
театрализованное представление, а подросткам так и говорят — давай
потренируемся, посмотрим, как это будет выглядеть, как ты будешь подходить
знакомиться, что ты скажешь, если тебе откажут.
Проигрываются разные нюансы, которые
помогут ребенку или подростку почувствовать себя уверенней. Когда эта ситуация
случится в жизни, он уже будет располагать реальным опытом и будет готов к
разным вариантам развития событий — у него уже будет готовый алгоритм
действий для каждого из них.
Иногда родители затрудняются ответить
на вопрос, почему ребенок ведет себя именно так. Не понимают, что с ним
происходит, что мешает ему поступать правильно. Сказка может быть еще и
диагностической и помочь родителям разобраться в данной ситуации.
Мы можем по ходу сказки задавать вопросы.
Например, тигренок боялся оставаться один в темноте, потому что ему казалось,
что в темноте что-то происходит. Что бы это могло быть? Ребенок будет отвечать,
исходя из своего опыта и страхов. Кто-то вспомнит монстров, кто-то расскажет
про страшные тени. Из этих ответов мы получим материал, который будет тут же
включен в сказку наряду с рецептом о том, как с этим страхом можно справиться.
Сказки отлично помогают подготовить
ребенка к любым новым событиям в жизни. Поступление в садик, в школу, рождение
братика или сестрички, переезд, развод родителей. Все эти ситуации требуют
того, чтобы ребенка подготовить. Большое количество детских страхов можно
нейтрализовать, сохранив тем самым и его, и свою нервную систему.
Когда ты рассказываешь сказку про то
событие, которое ждет ребенка впереди, ребенок включается в процесс, проживает
это событие в сказке и когда оно наступает, он уже четко знает, что его ждет, у
него есть видение положительного финала.
Используя эти приемы, ты постепенно
освоишь все тонкости сказкотерапии и сможешь стать волшебными
сказочником для своего счастливого, гармонично взрослеющего ребенка.
К занятиям в рамках данной программы
привлекаются также граждане пожилого возраста, являющиеся участниками проекта «Студия
активного долголетия». Данное взаимодействие позволяет решать сразу ряд задач: организация
межпоколенного взаимодействия, взаимоподдержка взрослых и детей,
психологическая терапия и коррекция эмоционально-личностного развития детей и
подростков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.04.2020
Дата обновления: 04.05.2022
Дата публикации: 30.03.2022