Бесспорно, родители - самые значимые и
любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
Поэтому родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно
проявиться в поведении ребёнка.
Установки возникают повседневно. Одни
случайны, слабы, другие постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и,
чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не
исчезает и в благоприятный для неё момент
жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против
негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь"
победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается!", но только
в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим
способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение, спорт и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских
установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка.
Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку
сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих
человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, где добро побеждает
зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто
встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те
последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь
выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих
родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем
жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки
и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень
мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в
себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные
установки
|
Позитивные
установки
|
Сказав так
|
Подумайте
о последствиях
|
И вовремя
исправьтесь
|
«Не будешь слушаться, с
тобой никто дружить не будет…»
|
Замкнутость,
отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению.
|
«Будь собой, у каждого в жизни могут быть друзья!»
|
«Горе ты мое!»
|
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями.
|
«Счастье ты мое, радость моя!»
|
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»
|
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
|
«Поплачь, будет легче …»
|
« Не твоего ума дело!»
|
Низкая
самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчужденность, конфликты с родителями
|
«А ты как думаешь?»
|
«Ты совсем, как твой папа
(мама)…»
|
Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка упрямство, повторение поведения родителя.
|
«Папа у нас замечательный человек!
«Мама у нас умница!»
|
«Ни чего не умеешь делать,
неумейка!»
|
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития,
безынициативность, низкая мотивация.
|
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
|
«Не кричи так, оглохнешь!»
|
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
|
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»
|
«Неряха, грязнуля!»
|
Чувство
вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе друзей.
|
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и
аккуратен».
|
«Противная девчонка, все
они капризули!» (мальчику о девочке).
«Негодник, все мальчики
забияки и драчуны (девочке о мальчике).
|
Нарушение
в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола.
|
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож
на другого».
|
«Ты плохой, обижаешь маму,
я уйду от тебя к другому ребенку».
|
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
|
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый».
|
« Уйди с глаз моих, встань
в угол!»
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
|
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
|
« Не ешь много сладкого, а
то зубки будут болеть, и будешь толстая!»
|
Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничения, низкая самооценка, неприятие
себя
|
«Давай немного оставим папе (маме) и.т.д.
|
« Все вокруг обманщики,
надейся только на себя!»
|
Трудности
в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверх
контроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
|
«Ах ты, гадкий утенок! И в
кого ты такой некрасивый!»
|
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
|
«Как ты мне нравишься»
|
«Нельзя ничего самому
делать, спрашивай разрешения, у старших!»
|
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
|
«Смелей, ты все можешь сам».
|
«Всегда ты не вовремя,
подожди».
|
Отчужденность,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
«уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
«Давай я тебе помогу».
|
«Никого не бойся, ни кому не
уступай, всем давай сдачу!»
|
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
|
«Держи себя в руках, уважай людей!»
|
Естественно, список установок может быть значительно
больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это
очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла,
может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на благополучие
ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Использованы материалы:
Аллан Фромм, Азбука для
родителей, Ленинград, Лениздат, 1991
г.