Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

15.10.2023

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПРИКАЗ

от 12 ноября 2012 г. N 34-нп

 

О ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ

В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Список изменяющих документов

(в ред. приказов Департамента социального развития ХМАО - Югры

от 05.02.2013 N 4-нп, от 17.03.2017 N 05-нп, от 21.10.2020 N 21-нп)

 

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6.43.5 пункта 6.43 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2014 года N 458-п, приказываю:

(преамбула в ред. приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 21.10.2020 N 21-нп)

1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - начальника управления опеки и попечительства Немчинову Е.В.

 

И.о. директора

И.А.УВАРОВА

 

 

 

 

 

Приложение

к приказу Департамента

социального развития

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 12 ноября 2012 г. N 34-нп

 

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Список изменяющих документов

(в ред. приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры

от 21.10.2020 N 21-нп)

 

 

Учебно-тематический план

 

N п/п

Разделы

Всего

Количество часов

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью)

8

1

7

1.1.

Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка <*>

1

1

0

1.2.

Мотивационный тренинг.

Родительские и профессиональные функции опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей (далее - замещающие родители, замещающая семья).

Психологическая готовность граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, и членов их семьи к приему подопечных детей в семью. Мотивация приема подопечных детей в семью.

Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей способности обеспечить потребности развития ребенка, родительских компетенций (психологическое обследование).

Профилактика отказов от детей в замещающих семьях

7

0

7

2.

Основы законодательства Российской Федерации о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

3

2

1

2.1.

Законодательство Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье <*>

0,5

0,5

0

2.2.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1,5

1

0,5

2.3.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Права, обязанности, ответственность замещающих родителей

1

0,5

0,5

3.

Взаимодействие замещающей семьи с заинтересованными органами и организациями по вопросам воспитания подопечных детей

2

1

1

3.1.

Взаимодействие замещающей семьи с биологической семьей ребенка, в том числе методики и технологии формирования их взаимоотношений.

Взаимодействие с органом опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями.

Доступная инфраструктура социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Роль специалистов в оказании помощи в период адаптации подопечного ребенка в семье

2

1

1

Промежуточная аттестация <1>

1

0

1

4.

Этапы развития ребенка

5

2

3

4.1.

Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию детей <*>

2

1

1

4.2.

Возрастные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3

1

2

5.

Представление о потребностях развития подопечного ребенка и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению

9

3

6

5.1.

Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения

2

1

1

5.2.

Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

2

0

2

5.3.

Виды насилия над ребенком. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей

2

1

1

5.4.

Влияние социальной среды на поведение детей (интернет-зависимость, группы в социальных сетях, предупреждение вовлечения детей в экстремистские организации). Понятия "Экстремизм", "Религиозный экстремизм", "Терроризм" <*>

1

0

1

5.5.

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение

2

1

1

6.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

5

2

3

6.1.

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка?

2

1

1

6.2.

Влияние разлук и потерь на развитие ребенка. "И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе? <*>

3

1

2

7.

Адаптация подопечного ребенка и замещающей семьи

6

0

6

7.1.

Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации

2

0

2

7.2.

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный

1

0

1

7.3.

Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды

2

0

2

7.4.

Родственная опека

1

0

1

8.

"Трудное" поведение ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

5

1

4

8.1.

Как разрешать сложные проблемы приема подопечных детей?

3

0

3

8.2.

Что такое конфликт? Методы разрешения конфликтов. Поощрение и наказание детей

2

1

1

9.

Особенности полового воспитания подопечного ребенка

2

1

1

9.1.

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности

1

1

0

9.2.

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

0

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

5

1

4

10.1.

Моя семья (структура семьи)

1

0

1

10.2.

Отношения в семье

1

0

1

10.3.

Роль поддержки и критики в семье

1

1

0

10.4.

Нормы, правила, традиции семьи

1

0

1

10.5.

Стили семейного воспитания

1

0

1

11.

Специализированные модули по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:

18

5

13

11.1.

подросткового возраста

6

1

5

11.2.

с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида

6

1

5

11.3.

братьев-сестер (сиблингов)

6

3

3

Промежуточная аттестация <2>

1

0

1

12.

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

5

3

2

12.1.

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним <*>

2

1

1

12.2.

Формирование здорового образа жизни. <*>

Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Возможные патологии развития детей

1

1

0

12.3.

Психические отклонения у детей

2

1

1

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

5

2

3

13.1.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, выполнение домашних заданий.

Психологическое обследование граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

4

2

2

13.2.

Итоговая аттестация (собеседование, экзамен)

1

0

1

Всего

80

24

56

 

--------------------------------

<*> Подготовка граждан (в отношении указанных тем) может осуществляться как посредством очной, так и очно-заочной (дистанционной) формы.

<1>, <2> Форма проведения промежуточной аттестации вариативна (тест, контрольная работа, собеседование и т.д.).

 

Описание разделов программы подготовки граждан, выразивших

желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних

граждан либо принять детей, оставшихся без попечения

родителей, в семью на воспитание в иных установленных

семейным законодательством Российской Федерации формах

(далее - граждане, желающие принять ребенка на воспитание

в семью)

 

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ

ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ

 

1.1. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать подопечного ребенка.

Знания и умения, необходимые гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в семью.

Задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, братьев-сестер (сиблингов), в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании подопечного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания подопечного ребенка, ответственности замещающих родителей;

ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с причинами, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей;

ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;Хочу такой сайт

формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

формирования у граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, навыков к выстраиванию отношений и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, братьев-сестер (сиблингов);

ознакомления граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.

1.2. Мотивационный тренинг.

Формирование мотивации граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, на активное сотрудничество со специалистами школы подготовки и сопровождения замещающих семей.

Основные функции, обязанности замещающего родителя и меры ответственности за их невыполнение. Выполнение родительских функций замещающей семьей как условие успешной деятельности по воспитанию подопечного ребенка.

Критерии оценки, самооценки деятельности замещающего родителя.

Виды мотивации замещающих родителей. Связь мотивации с особенностями функционирования замещающей семьи.

Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи, компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций (психологическое обследование).

Последствия вторичного отказа от ребенка. Пути разрешения трудных ситуаций.

 

Раздел II. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН

 

2.1. Законодательство Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (личные, социальные, политические, экономические, культурные, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье <*>.

Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних. Международные правовые акты. Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на территории Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Субъекты права. Категория гражданской правосубъектности. Понятия "дееспособность", "недееспособность". Полная дееспособность. Условия приобретения и сохранения полной дееспособности. Эмансипация. Неполная (частичная) дееспособность. Право совершать сделки. Ограничение дееспособности. Основания для ограничения или лишения несовершеннолетних права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Срок ограничения дееспособности несовершеннолетнего.

Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание права ребенка жить и воспитываться в семье. Правомочия ребенка: право знать своих родителей, насколько это возможно; право на заботу со стороны родителей; право на совместное проживание со своими родителями.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Общая характеристика семейных форм воспитания (усыновление, приемная семья, передача в семью опекуна (попечителя).

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители. Порядок представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Порядок подготовки и подачи заявления в суд. Правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых замещающей семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Порядок и основания семейно-правовой ответственности родителей за нарушение прав ребенка. Лишение родительских прав. Основания лишения родительских прав. Ограничение родительских прав. Восстановление в родительских правах.

Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

2.2. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии права на образование.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Дополнительные гарантии права на труд.

Порядок получения, приостановления, прекращения мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.3. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права, обязанности, ответственность замещающих родителей.

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

усыновление (удочерение);

передача под опеку или попечительство;

передача в приемную семью.

Усыновление (удочерение) детей. Законодательство об усыновлении (удочерении). Дети, подлежащие усыновлению. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в усыновители. Процедура усыновления. Контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Правовые последствия усыновления ребенка.

Опека и попечительство как одна из форм семейного устройства. Законодательство об опеке и попечительстве. Формы и виды опеки (попечительства) над несовершеннолетними: опека в общем порядке, предварительные опека и попечительство. Дети, подлежащие опеке. Требования, предъявляемые законодательством к кандидатам в опекуны (попечители). Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями). Правовой статус опекунов (попечителей). Управление имуществом несовершеннолетних подопечных, хранение и отчуждение имущества. Опека над детьми и усыновление: сходства и различия.

Приемная семья как одна из форм семейного устройства. Законодательство о приемной семье. Порядок создания приемной семьи. Опека и приемная семья: сходства и различия. Вознаграждение приемным родителям, его размер, порядок назначения и прекращения. Случаи приостановления выплаты вознаграждения приемным родителям.

Понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Смена формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.

Переезд замещающей семьи за пределы муниципального образования.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Поиск и выбор ребенка (детей) для принятия в семью. Подбор ребенка (детей) в соответствии с заключением органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном, попечителем, приемным родителем.

Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение (при возможности) учреждения для детей-сирот, обязанности администрации учреждения.

Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Права, обязанности, ответственность опекунов и попечителей.

Обязанности кандидатов в приемные родители, опекуна, попечителя, приемного родителя.

Обязанность опекунов и попечителей по подготовке к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Готовность к самостоятельной семейной жизни детей через сформированность совокупности четырех составляющих: когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоциональной, деятельностно-практической.

Права и обязанности кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители при обращении в органы опеки и попечительства с целью ознакомления со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью.

Гражданско-правовая ответственность опекунов по сделкам, совершаемым от имени подопечных.

Уголовная ответственность, административная ответственность опекунов и попечителей за свои действия или бездействия.

Ответственность замещающих родителей в случае отмены опеки (попечительства), усыновления.

 

Раздел III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ВОПРОСАМ

ВОСПИТАНИЯ ПОДОПЕЧНЫХ ДЕТЕЙ

 

3.1. Взаимодействие замещающей семьи с биологической семьей ребенка, в том числе методики и технологии формирования их взаимоотношений. Взаимодействие с органом опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органом опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - сопровождающая организация), после устройства ребенка.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - орган опеки и попечительства - замещающая семья).

Порядок осуществления органом опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам подопечного ребенка и их взаимодействие. Восстановление биографии ребенка. Вопрос общения подопечных детей со своими родственниками.

Взаимодействие замещающей семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

Взаимодействие замещающей семьи со службой судебных приставов, пенсионным фондом и другими организациями.

Обязанности оформления подопечному ребенку пенсии по потере кормильца (при наличии оснований). Взаимодействие со службой судебных приставов по взысканию алиментов с родителей, лишенных/ограниченных в родительских правах (в том числе обязанность по получению справок об уплате алиментов, предъявлению исполнительных листов).

Взаимодействие замещающей семьи с другими организациями по обеспечению прав и законных интересов подопечных детей.

Доступная инфраструктура социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи. Взаимодействие замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Информирование о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.

Схема взаимодействия замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Роль специалистов в оказании помощи в период адаптации подопечного ребенка в семье.

Функции и возможности специалистов в процессе адаптации подопечного ребенка в замещающей семье.

 

Раздел IV. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

4.1. Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию детей.

Особенности нервно-психического развития ребенка. Фазы и направления развития ребенка в норме.

Периодизация детства: основные подходы.

Характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. Внутриутробный период (фаза эмбрионального развития, фаза плацентарного развития). Внеутробный период: период новорожденности, период грудного возраста, преддошкольный период, дошкольный период, младший школьный период, старший школьный период).

Потребности детей и возрастные нормы их развития (ребенок до года, ребенок к 3 годам, ребенок к 4 годам, ребенок к 5 годам, ребенок к 6 годам, ребенок к 7 годам, ребенок в возрасте от 7 до 11 лет, подростковый возраст, юношеский возраст). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Критические периоды развития.

4.2. Возрастные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Уровни развития (физического, эмоционального/социального, интеллектуального) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Потребность в чувстве принадлежности к своей культуре, роду, кровной семье.

 

Раздел V. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПОДОПЕЧНОГО

РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.

ПОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГАВШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ

 

5.1. Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и необходимость их обеспечивать.

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

Временное помещение подопечных детей в организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.2. Оценка гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Понятие "способность обеспечить потребности развития ребенка".

Роль семьи в обеспечении потребностей развития подопечного ребенка.

5.3. Виды насилия над ребенком. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей.

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Дихотомия "жертва-агрессор".

Признаки того, что ребенок подвергается насилию.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Проявление травматических переживаний. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Минимизация последствий насилия.

Меры по профилактике суицидального поведения детей.

Профилактика суицидального поведения детей. Психологические особенности детей, подверженных риску суицида.

Классификация суицидальных проявлений.

Демонстративные и истинные попытки суицида.

Мотивы и поводы суицидального поведения.

Депрессивные расстройства.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.

5.4. Влияние социальной среды на поведение детей (интернет-зависимость, группы в социальных сетях, предупреждение вовлечения детей в экстремистские организации). Понятия "Экстремизм", "Религиозный экстремизм", "Терроризм" <*>.

Социальная среда детей (школа, семья, друзья, сверстники, средства массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").

Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание детей.

Знакомство с информацией, представленной в социальных сетях.

Основные понятия социально-политического явления "терроризм".

Профилактика экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей детей.

Дети "группы риска" и профилактическая работа с ними.

Формирование устойчивой жизненной позиции ребенка, толерантности.

5.5. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Семья как реабилитирующая среда. Возможности и ресурсы семьи по реабилитации ребенка, пережившего жестокое обращение.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка, пережившего жестокое обращение. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Общение действующих замещающих родителей с гражданами, желающими принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Положительный опыт семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.

Факторы успешности замещающих родителей.

Практика реагирования на стрессовые ситуации.

Возможности и ресурсы семьи в решении возникающих проблем.

Способы восстановления доверительных отношений.

 

Раздел VI. ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ РАЗРЫВА С КРОВНОЙ СЕМЬЕЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ

И ПОТЕРИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ)

 

6.1. Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка?

Понятие "депривация".

Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, на телесном, интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.

Проблемы подростков, переживших материнскую депривацию. Психологические особенности. Проблемы идентификации и принятия собственных чувств и эмоций. Усвоение семейных ценностей и создание собственных семейных традиций в будущем.

Акцентуации характера подопечных детей и пути коррекционной работы: особенности формирования характера ребенка вследствие материнской, эмоциональной, двигательной, сенсорной, информационной депривации.

 

6.2. Влияние разлук и потерь на развитие ребенка. "И память сердца сохраняя". Что помнит ребенок о себе?

Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Разлуки, потери: категории, типы.

Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Помощь в минимизации травмы.

Последствия вторичного отказа замещающих родителей от ребенка. Синдром посттравматических стрессовых нарушений.

Просмотр видеофильма "И память сердца сохраняя".

Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка. Отношение к прошлому опыту ребенка, к воспоминаниям о его семье.

Преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием кровных родственников ребенка.

 

Раздел VII. АДАПТАЦИЯ ПОДОПЕЧНОГО РЕБЕНКА И ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

 

7.1. Особенности ожидания замещающих родителей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению подопечного ребенка.

Особенности подготовки семьи и родственников к появлению подопечного ребенка: преодоление страхов.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития: прогнозирование изменений.

Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и подопечного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя подопечными и родными детьми.

Приемы, помогающие снимать тревогу, преодолевать возникающие трудности, облегчать состояние напряжения. Техники эмоциональной саморегуляции.

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Факторы, влияющие на процесс вхождения ребенка в новую семью (предшествующий опыт ребенка, семьи).

Особенности процесса вхождения ребенка в семью. Теория привязанности английского психолога Джона Боулби.

Этапы вхождения ребенка в семью ("завершение проблем предшествующего этапа", "этап перестройки", "объединение", "осознание принадлежности").

Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью.

Проблема влияния этнических и конфессиональных факторов на социальную и психологическую адаптацию детей-сирот в новой семье.

Формирование новой семейной системы ценностей. Влияние этнических и конфессиональных факторов на внутренние и внешние границы семьи. Учет конфессиональных и этнических факторов в процессе адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к новой семье.

Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Методика "Книга жизни ребенка" (восстановление основных этапов жизни ребенка от рождения до настоящего времени, принятие потери своей семьи, осознание своего места в новой семье).

7.2. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления.

Как сказать ребенку, что он приемный.

7.3. Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды.

Привязанность - основа полноценного психического развития ребенка. Стадии формирования привязанности: стадия недифференцированных привязанностей (1,5 - 6 месяцев); стадия специфических привязанностей (7 - 9 месяцев), стадия множественных привязанностей (11 - 18 месяцев), привязанность детей с 2 года и старше. Нарушения привязанности: тревожно-амбивалентная привязанность, избегающая привязанность, дезорганизованная привязанность.

Условия формирования привязанностей. Проблемы в формировании детско-родительской привязанности в замещающей семье. Необходимые факторы формирования привязанности ребенка к новой семье: готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло, принимать ребенка таким, какой он есть, вовлечение ребенка в обычаи семьи; качество отношений с другими членами семьи; интеграция привязанностей - прежних и вновь возникающих, постройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям.

Стратегии реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды.

Причины и стадии сопротивления ребенка. Стратегии реагирования на сопротивление ребенка. Работа с сопротивлением ребенка (структурные, ролевые техники, наблюдение, парадоксальное объяснение).

7.4. Родственная опека.

Нарушения семейного функционирования в семьях родственной опеки - "вынужденность" приема детей. Травматический стресс в семьях родственной опеки, негативное влияние на уровень удовлетворенности опекунов в основных сферах жизнедеятельности (семья, личная жизнь, карьера, досуг и т.д.). Основные страхи опекунов: возможность повторения детьми судьбы своих родителей.

 

Раздел VIII. "ТРУДНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА, НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ

"ТРУДНЫМ" ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

 

8.1. Как разрешать сложные проблемы приема подопечных детей?

Формы "трудного" поведения подопечного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Причины "трудного" поведения и способы работы с ними. Разбор конкретных случаев:

ребенок и обучение;

ребенок и домашние обязанности;

ребенок и воровство;

ребенок и обман;

ребенок и его биологическая семья;

ребенок и сексуализированное поведение;

ребенок и еда;

ребенок и его взросление, проблемы наследственности.

Метод положительного переформулирования проблемы.

Влияние опыта замещающих родителей на отношение к детям с "трудным" поведением.

Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, трудности в обучении детей из замещающих семей.

Способы преодоления социальной дезориентации, синдрома дефицита внимания подопечного ребенка в семье.

 

8.2. Что такое конфликт? Методы разрешения конфликтов. Поощрение и наказание детей.

Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов.

Поведение членов семьи в конфликтных ситуациях.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Формирование способности к этической оценке поведения, определение сдерживающих факторов.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

Влияние физических наказаний на поведение ребенка.

Требования к наказаниям и поощрениям. Наказание в виде "логических последствий".

 

Раздел IX. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДОПЕЧНОГО

РЕБЕНКА

 

9.1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.

Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

9.2. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Предотвращение рисков сексуального насилия в замещающей семье.

 

Раздел X. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА

 

10.1. Моя семья (структура семьи).

Структура семьи. Характеристики психологически здоровой семьи.

Нарушения в структуре семьи.

Влияние приема ребенка на структуру семьи.

10.2. Отношения в семье.

Распределение ролей в семье.

Семейные роли, препятствующие успешному воспитанию подопечного ребенка.

10.3. Роль поддержки и критики в семье.

Соотношение поддержки и критики в семье.

Правила для высказывания критических замечаний.

10.4. Нормы, правила, традиции семьи.

Семейные нормы и правила. Условия, в которых следует рассказать подопечному ребенку о правилах жизни в семье.

Правило договора.

Разбор правил замещающей семьи.

10.5. Стили семейного воспитания.

Семейное воспитание. Стили воспитания: авторитарный (диктат), демократический (авторитетный, сотрудничество), либеральный, анархический (непоследовательное руководство).

Особенности семейного воспитания подопечных детей.

Воспитательные умения замещающих родителей.

 

Раздел XI. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МОДУЛИ ПО ПОДГОТОВКЕ ГРАЖДАН,

ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА,

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА,

БРАТЬЕВ-СЕСТЕР (СИБЛИНГОВ)

 

11.1. Подростковый возраст.

Особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста.

Физиологические изменения и их влияние на психологию подростков (повышение самостоятельности, стремление к независимости, формирование сознательного отношения к себе, расширение сферы деятельности). Главные задачи в подростковом возрасте (обретение независимости и приобретение идентичности); подростковые проблемы (интенсивное чувство потери, заниженная самооценка, серьезные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым).

Психологические барьеры адаптации подростков (Взросление в условиях психической депривации. Влияние алкогольной семьи. Проблема домашнего насилия. Травма потери семьи).

Факторы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка в замещающей семье.

Отклоняющееся поведение подопечных детей. Особенности процесса адаптации подростков в замещающей семье.

Особенности поведения, затрудняющие взаимодействие с подростком.

Мероприятия социально-педагогической, психологической помощи в сложных ситуациях в замещающей семье.

Мероприятия социально-педагогической помощи: семейная терапия, сетевые встречи, тренинги. Мониторинг социализации подопечного подростка.

Критерии оценки ресурсности замещающей семьи для приема подростка. Практикум по взаимодействию с подростком с отклоняющимся поведением.

Обучение навыкам взаимодействия с подростком в замещающей семье. Алгоритм формирования новых навыков.

11.2. Ограниченные возможности здоровья, инвалидность, ребенок-инвалид.

Структура детской инвалидности. Информация о службах помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Понятия "ограниченные возможности здоровья", "инвалидность", "ребенок-инвалид".

Детская инвалидность. Причины детской инвалидности. Врожденная и наследственная патологии, хромосомные болезни, болезни внутриутробного и перинатального периодов, травматизм и приобретенная патология.

Группы и категории инвалидности у ребенка. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение слуха. Нарушение речи. Нарушение зрения. Нарушение опорно-двигательного аппарата. Задержка психического развития. Умственная отсталость. Множественные системные нарушения, сочетанные нарушения. Аутизм у детей.

Порядок по установлению детской инвалидности и определению нуждаемости детей-инвалидов в мерах социальной защиты.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида. Виды реабилитации: медицинская, социальная, профессиональная и психологическая.

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Особенности детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, особенности формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Семейные факторы, влияющие на развитие ребенка: атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, структура семьи, стиль воспитания и общения в семье.

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений и социальных контактов: психологический, социальный и соматический.

Модели и типы воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Модель "сотрудничество" и типы воспитания: гиперопека, авторитарная гиперсоциализация, симбиоз. Модель "отказ от взаимодействия" и типы воспитания: гипоопека, "эмоциональное отвержение", тип "маленький неудачник".

Критерии оценки ресурсности семьи для приема детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Факторы, препятствующие воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью: трудности формирования, нарушения детско-родительских отношений в замещающей семье; неадекватное восприятие болезни ребенка; нарушения воспитания подопечного ребенка по типу чрезмерной опеки, а также игнорирование его возможностей и потребностей в активной самостоятельной деятельности; неадекватность, противоречивость ожиданий от ребенка; изменения некоторых сторон семейной системы (нарушения структуры семейной системы; уровень конфликтности в семье; отрицание или нарушение обычного порядка воспитательных ролей родителей); нарушения межличностных отношений у подопечных детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Практикум по формированию компетенций: обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка; коррекция понимания родителями проблем их ребенка - преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем; коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций); коррекция позиции родителей - переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

11.3. Братья-сестры (сиблинги).

Понятие и значение сиблинговых отношений. Специфика сиблинговых отношений в детских домах.

Понятие "сиблинги". Сиблинговые отношения в системе межличностных отношений.

Психология отношений между сиблингами. Роли сиблингов: старший, средний, младший сиблинги.

Специфика сиблинговых отношений в детских домах. Типы взаимодействия сиблингов в условиях детских институциональных учреждений: поддержание и разрушение связей.

Особенности интеграции сиблингов в замещающую семью. Ресурсность семьи, подготовка кровных детей, адаптационный процесс, способы поддержания отношений между братьями и сестрами в замещающей семье.

Ресурсность сиблинговых связей. Сохранность сиблинговой системы, как условие снижающее риск социального сиротства.

Семейная система с несколькими детьми. Специфика межличностных отношений братьев и сестер в разных возрастах и возрастной разницей. Динамика больших детских подсистем. Конкуренция и соперничество в норме.

Ролевые позиции сиблингов в семье: утешитель; родитель; пример, ролевая модель; конкурент; катализатор достижений; союзник, друг.

Психологические потребности в группе разнополых и разновозрастных сиблингов: иерархия, привязанность, безопасность, семейная принадлежность.

Ресурсность семьи: личный опыт родителей; ролевая структура семьи, отсутствует смешение ролей; отсутствие межпоколенных коалиций; стабильность семейных отношений и стабильная, хорошая продуманная организация жизни и быта.

Адаптационные факторы: порядок рождения сиблингов и его влияние на помещение детей в семью; возрастной барьер; пол ребенка; половозрастные особенности сиблингов и их влияние на успешность адаптации в новой семье; личное пространство; родительское внимание; ролевые позиции сиблингов.

Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка: перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками.

Особенности межличностного взаимодействия кровных и подопечных детей. Практикум по формированию компетенций, необходимых для работы с сиблингами.

Подготовка кровного ребенка к приходу в семью братьев-сестер.

Проблемы в общении сиблингов: ревность, зависть, враждебность, усталость.

Интеграция братьев-сестер в замещающую семью, показатели эффективности их адаптации.

Практикум по формированию компетенций: знание особенностей развития семьи; способность и готовность учитывать ролевую структуру сиблинговой подсистемы, травматический опыт сиблингов в воспитании; поддерживать сиблинговые отношения, а также интеграцию сиблинговой группы в общую детскую подсистему; оказывать помощь сиблингам при разрешении сложных межличностных ситуаций; к обучению сиблингов безопасному разрешению конфликтов; к созданию безопасной среды для каждого ребенка в семье.

 

Раздел XII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА. МЕРЫ

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРИЧИНЕНИЯ

ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА

 

12.1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Безопасные условия для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.

12.2. Формирование здорового образа жизни. <*> Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Возможные патологии развития детей.

Понятие "здоровье", "здоровый образ жизни".

Основа здорового образа жизни:

соблюдение режима труда (учебы), отдыха, сна на основе требований суточного биоритма;

двигательная активность;

закаливание;

рациональное питание;

умение снимать нервное напряжение;

отказ от вредных привычек.

Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Методы поддержания здоровья у детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья

Диспансеризация как синтез профилактики и лечения.

Профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения заболевания, прерывание или замедление прогрессирования имеющегося заболевания, повышение качества жизни.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка (определение наследственных, биологических, социальных факторов риска). Оценка резистентности организма, функционального состояния. Определение группы здоровья.

Гигиеническое воспитание.

Профилактика травматизма.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

Особенности ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Лечебно-охранительный режим в семье. Ответственность родителей за соблюдение требований медицинской реабилитации детей в семье.

Медицинская карта ребенка. Характеристика диагнозов. Вакцинация и календарь профилактических прививок. Закаливание в детском возрасте.

Больной ребенок и уход за ним. Оказание доврачебной помощи. Первая помощь при повреждениях и травмах, признаки, характеристики (ушибы, растяжения сухожилий и мышц, вывихи, переломы, раны, кровотечения, обморожения, тепловой и солнечный удар, попадание в организм инородного тела, укусы).

Возможные патологии развития детей

Задержка физического развития детей, неврологическая патология, нарушения психического развития. Особенности возрастного физического развития детей-сирот, нервно-психического развития воспитанников государственных учреждений.

Симптомы патологии нервной системы. Особенности патологии в подростковом возрасте.

Основания для отнесения детей к группам здоровья.

Заболеваемость детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Индивидуальный подход к воспитанию детей с особенностями в развитии.

Роль замещающей семьи в медицинской реабилитации ребенка.

12.3. Психические отклонения у детей.

 

Раздел XIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПОДГОТОВКИ

ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ

 

13.1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью выполнение домашних заданий.

Обсуждение степени усвоения курса подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

Проведение самооценки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью и выявление готовности к приему ребенка на воспитание.

Проведение психологического обследования граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Составление итогового заключения о готовности и способности граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью).

13.2. Итоговая аттестация (собеседование, экзамен).

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».